Не так давно воронежская авиакомпания "Полет", неплохо зарекомендовавшая себя на рынке перевозок крупногабаритных и нестандартных грузов, занялась новым для себя бизнесом — пассажирскими перевозками на региональных маршрутах. Развивая это направление, нынешним летом "Полет" приступил к эксплуатации шведских турбовинтовых самолетов Saab 2000, взятых в лизинг для замены отечественных Як-40 и Ан-24. Вооружившись западной техникой, авиакомпания заметно нарастила количество рейсов и объемы перевозок. По данным "Полета", за семь месяцев 2006 г. пассажиропоток возрос на 42,8% по сравнению с январем-июлем 2005 г. и составил 65,2 тыс. чел. Пассажирооборот за этот же период увеличился на 35,9%, до 48,8 млн пкм.
Первые шаги
Вплотную заняться непрофильным для себя бизнесом компанию подтолкнули проблемы "Воронежавиа", базового перевозчика международного аэропорта Воронежа. В 2003 г. свидетельство эксплуатанта этой компании было аннулировано, и через некоторое время администрация Воронежской области обратилась к "Полету", одному из акционеров "Воронежавиа", с просьбой взять на себя выполнение регулярных пассажирских рейсов из города.
Хотя рабочими лошадками на первом этапе стали региональные Як-40 и Ан-24, "Полет" пробовал эксплуатировать на маршрутах из Воронежа и более вместительную технику. "Компания ставила Ту-134 на маршрутах из Воронежа, однако коммерческая загрузка оказалась недостаточной, — рассказал АТО Борис Нагинский, технический директор авиакомпании "Полет". — Пытались выполнять международные чартерные рейсы и на самолетах Як-42, арендованных у компании "Авиатехнология"". Но в итоге в парке из пассажирских самолетов остались только три Ан-24, доставшихся от "Воронежавиа", и четыре Як-40. На турбовинтовых Ан-24 авиакомпания выполняла рейсы в основном в Москву и Санкт-Петербург, а турбореактивные Як-40 были задействованы для чартерных и корпоративных перевозок.
Между тем начавшийся в 2004 г. стремительный рост цен на авиатопливо заставил руководство "Полета" задуматься о приобретении техники с большей топливной эффективностью, которая со временем могла бы заменить устаревающие Як-40 и Ан-24. В итоге были выбраны 50-местные самолеты Saab 2000 шведского производства. Компания взяла в операционный лизинг сроком на шесть лет (72 месяца) шесть самолетов, которые до этого эксплуатировались в швейцарской авиакомпании Crossair. Первая машина начала выполнять коммерческие перевозки под флагом "Полета" в июне этого года, а к середине августа авиакомпания получила четвертый борт. Оставшиеся две машины планируется ввести в эксплуатацию в сентябре и октябре.
Получив западные самолеты, "Полет" собирается прекратить использование отечественной техники для регулярных перевозок. "Хотя календарный ресурс Як-40 позволяет эксплуатировать их еще семь лет, мы планируем в будущем году вывести эти машины из эксплуатации. Что касается Ан-24, то их мы рассчитываем снять с маршрутов до конца нынешнего года", — говорит г-н Нагинский.
Уже в летнем расписании большая часть рейсов выполнялась на Saab 2000, тогда как Як-40 работали только на четырех маршрутах (из Москвы в Липецк, Ульяновск и Воронеж, а также из Липецка в Сочи), Ан-24 — на одном (Воронеж-Сочи). По словам Бориса Нагинского, заменить все "саабами" пока не получается. Например, компания вынуждена летать на Ан-24 в Сочи, поскольку местный аэропорт не имеет допуска на прием Saab 2000.
Как заявляет руководство "Полета", первые месяцы эксплуатации подтвердили целесообразность перехода на западную технику. "Крейсерская скорость Saab 2000 почти на 200 км/ч выше, чем у Ан-24, а расход топлива, к примеру, на маршруте Воронеж-Москва-Воронеж на полтонны меньше. Если же сравнивать Saab 2000 с реактивным Як-40, то разница в характеристиках еще ощутимее: на направлении Воронеж-Санкт-Петербург-Воронеж шведский самолет расходует в среднем 3,5 т горючего, тогда как Як-40 сжигает такое же количество керосина только на плече Воронеж-Санкт-Петербург", — объяснил генеральный директор авиакомпании "Полет" Анатолий Карпов.
Показатель Saab 2000 Ан-24РВ Як-40 Ан-140-100 Сравнительные характеристики некоторых самолетов для местных авиалиний Максимальный взлетный вес, кг 22800 21800 16100 21500 Максимальное количество пассажиров, чел. 50 52 30 52 Экипаж, чел. 2 5 2 2 Максимальная коммерческая загрузка, кг 5500 5000 2700 6000 Крейсерская скорость, км/ч 670 450 510 500 Дальность полета с максимальной
коммерческой загрузкой, км 1490 600 820 1300 Топливная эффективность, г/пкм Нет данных 38,3 79,4 23,1 Средний часовой расход топлива, кг/ч 815 825 1200 611 Источник: Данные производителей. В первые три месяца эксплуатации самолетов Saab компания достигла среднемесячного налета на уровне 150-170 ч и планирует увеличить этот показатель до 200-220 ч.
В свое время руководство компании заявляло о том, что, используя парк Як-40 и Ан-24, "Полет" хотел прозондировать региональный рынок и изучить пассажиропотоки, а уже на Saab 2000 осваивать наиболее перспективные направления. Однако, судя по летнему расписанию "Полета", пока компания предпочитает ставить шведские самолеты на маршруты, не совсем подпадающие под определение региональных. Помимо традиционных регулярных перевозок из Воронежа в Москву и Санкт-Петербург "Полет" выполняет на Saab 2000 регулярные рейсы в Екатеринбург, Кустанай (Казахстан) и Мюнхен (Германия). Кроме того, на шведских самолетах осуществляются чартерные перевозки из Воронежа в Пулу (Хорватия), Ларнаку (Кипр) и Анталию (Турция). В ближайшее время "Полет" рассчитывает вывести машины на направления в Калининград, Стамбул и Ташкент. При этом с помощью Saab 2000 авиакомпания постепенно превращает Воронеж в узловой аэропорт. "Например, с тех пор как мы начали перевозки в Кустанай, на нашем рейсе Воронеж-Мюнхен доля пассажиров из Казахстана доходит до 40%", — рассказывает Борис Нагинский.
В парке "Полета" есть и еще один самолет западного производства, который, возможно, в скором времени начнет летать под флагом воронежской авиакомпании. Несколько лет назад "Полет" приобрел широкофюзеляжный Boeing 767. В этом году компания планировала передать его в лизинг "Аэрофлоту". Но так как "Аэрофлот" рассчитывал ввести машину в эксплуатацию в высоком летнем сезоне, а "Полет" не успел завершить техническую подготовку машины, сделка не состоялась. По словам г-на Нагинского, в настоящее время этот Boeing 767 проходит периодическое техобслуживание и в скором времени начнет выполнять рейсы под флагом "Полета". Скорее всего, базироваться лайнер будет в Москве.
Домашняя работа
Несмотря на хорошие операционные показатели Saab 2000, в настоящее время "Полет" несет высокие издержки, связанные с первоначальным этапом освоения "иномарок".
Готовиться к переходу на западную технику "Полет" начал еще во второй половине 2005 г. Тогда было решено, что местом базирования всех Saab 2000 станет Воронеж. Средний возраст этих машин составляет около 10 лет, и перед отправкой в Россию они прошли капремонт на мощностях компании Swiss International Air Lines. Эта же компания в настоящее время отвечает за техобслуживание "саабов" — в Воронеже постоянно находятся ее технические сотрудники.
Одним из условий передачи самолетов Saab 2000 в аренду "Полету" было наличие теплого ангара и сертифицированной по международным нормам технической базы (все самолеты имеют бермудскую регистрацию). В настоящее время воронежский перевозчик проходит процедуру сертификации своей базы по нормам EASA, а ангар планируется построить в 2007 г. "Как правило, на сертификацию по требованиям EASA уходит два-три года, наша задача — сделать это за полтора", — говорит Борис Нагинский. Первые тяжелые формы ТО на Saab 2000 компания планирует провести в 2007 г. (для двух бортов из шести).
Уже в следующем году "Полет" рассчитывает выполнять периодическое обслуживание своими силами — летный и инженерно-технический состав "Полета" прошел переподготовку для обслуживания Saab 2000 в учебном центре компании Swiss в Базеле. Всего было переучено 30 инженеров, а также 8 экипажей, из которых семь на сегодня допущены к выполнению полетов.