Качественный провал

В конце октября руководство Министерства промышленности и энергетики РФ представило общественности свою программу консолидации российского авиастроения. Во время круглого стола, который собрал руководителей крупнейших отечественных гражданских и военных авиастроительных компаний — ОАО "Туполев", АК "Ильюшин", АХК "Сухой", НПК "Иркут" и РСК "МиГ", — бывший глава "Росавиакосмоса", а ныне руководитель департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго Юрий Коптев рассказал о планах создания к концу 2007 г. Объединенной авиастроительной компании (ОАК). Идея образования в России такой корпорации по типу европейской аэрокосмической компании EADS обсуждается уже довольно давно, однако главный вопрос заключается в том, сможет ли эта консолидация сама по себе преодолеть качественное отставание российского авиапрома от зарубежных конкурентов.

По признанию авторов представленной программы создания ОАК, одна из основных проблем, с которыми сейчас сталкивается отечественная авиастроительная промышленность, заключается в неэффективности и избыточности существующего производственного и кадрового потенциала при хотя и растущих, но все еще крайне низких объемах производства.

Считается, что Россия унаследовала около 90% авиапромышленности бывшего СССР. В этой отрасли в начале 1990-х гг. было занято более 1 млн чел. На момент распада СССР в год производилось свыше 150 магистральных, региональных и грузовых самолетов и 300 вертолетов гражданского назначения.

Экономический спад в отрасли 1990-х гг. наиболее сильно затронул гражданское авиастроение, которое в отличие от военного сектора не могло рассчитывать на экспортные заказы. По сути, произошла милитаризация авиастроительной отрасли: если в 1992 г. доля военной продукции в общем объеме выпуска составляла 34,7%, то сейчас, по словам г-на Коптева, доля гражданской техники не превышает 12%.

  Элитный Ан-148

Leave a Reply