Поскольку российские программы не попали в анализ Aviation Week и Forecast International, попробуем самостоятельно составить рейтинг крупнейших российских гражданских авиастроительных проектов. Список перспективных программ, которые должны будут определять загрузку отечественного авиапрома в ближайшие годы, был взят из недавно одобренной производственной программы Объединенной авиастроительной корпорации (см. АТО # 78, с. 55).
Стоимость программ была рассчитана исходя из прогнозируемых ОАК объемов выпуска каждого типа на 2008-2012 гг., умноженных на стоимость каждой модели, используемой в расчетах корпорации или указанной производителем. Общая стоимость пяти перспективных программ, по оценке ОАК, составила более 13 млрд долл.
Первой из пяти участвовавших в рейтинге программ довольно предсказуемо стал проект регионального самолета Superjet 100. Эта программа уверенно движется к началу первых поставок, которые ожидаются уже в следующем году. Уникальное для отечественного авиапрома сочетание международной кооперации и сильной государственной поддержки дают Superjet 100 значительные шансы на успех.
Остальные программы характеризуются серьезными организационными и/или технологическими рисками. Их будущее зависит от способности ОАК правильно распорядиться бюджетными субсидиями, запрашиваемыми на развитие производства и системы продаж своего продуктового ряда.
№ 1 — 6,679 млрд долл.
Superjet 100
Производитель: «Гражданские самолеты Сухого»
Состояние программы
Разработка проекта российского регионального самолета, который в 2006 г. получил название Superjet 100, началась в 2001 г. Это первая программа создания нового гражданского самолета в постсоветский период, которая — опять-таки впервые для российского авиапрома — проводится в широкой международной кооперации. В настоящее время самолет предлагается в двух вариантах вместимостью 75 и 95 мест с обычной и увеличенной дальностью. В начале 2007 г. компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) передала фюзеляж первого самолета на статические испытания в ЦАГИ, которые начались в июле. Ожидается, что первый летный экземпляр Superjet 100 поднимется в воздух в конце года. Представители ГСС заявляли, что прорабатываются планы разработки удлиненной версии самолета вместимостью 110 пасс., а также варианта бизнес-джета на основе 75-местной модификации. Сертификация самолета по стандартам АР МАК и первая поставка стартовому заказчику «Аэрофлоту» запланированы на конец 2008 г., а в 2009 г. намечается получить сертификат EASA.
Прогноз
По оценке ГСС, объем продаж самолетов семейства Superjet 100 до 2024 г. оценивается в 800 машин, из которых 200 единиц приходится на российский рынок, а 600 на мировой. Планы ОАК предусматривают производство до 2012 г. от 205 до 236 этих региональных самолетов. Стартовым заказчиком Superjet стал «Аэрофлот», который в декабре 2005 г. разместил заказ на 30 машин. Заказчиками самолета являются также ФЛК (10 машин), AiRUnion (15), «Дальвиа» (6) и итальянская авиакомпания ItAli (10). Начало серийного производства Superjet 100 намечено на 2008 г., а к 2011 г. ГСС планирует выйти на постоянный темп выпуска 70 самолетов в год.
Основные события
В мае 2007 г. «Аэрофлот» подписал соглашение о намерении закупить до конца 2007 г. еще 15 Superjet 100 с поставкой в 2011 г. В июне итальянская Alenia Aeronautica приобрела 25% плюс одну акцию ГСС, став основным иностранным партнером программы Superjet. Планируется, что итальянская сторона возьмет на себя не менее 25% инвестиций в проект, а также будет организовано СП со штаб-квартирой в Италии по послепродажной поддержке самолетов. Кроме того, в июне итальянская ItAli стала первым иностранным заказчиком Superjet 100, разместив заказ на 10 самолетов в 95-местной модификации с увеличенной дальностью.
Заказы
По состоянию на начало июля 2007 г. портфель твердых заказов ГСС составил 71 самолет в 95-местной модификации, из которых 55 машин будут поставлены в базовой конфигурации, а 16 — с увеличенной дальностью.