Лизинг. Пока по-российски

Мировые лизинговые компании — весьма эффективный финансовый институт. Если бизнес выстроен правильно, доходность на капитал у них достигает 15-17%. Причем в структуре капитала нормальной лизинговой компании на единицу собственных средств обычно приходится 6-7 единиц заимствованных (у банков это соотношение достигает 1:10). Этот показатель еще называется "финансовым рычагом" — благодаря ему доходы акционеров, выраженные в процентах, растут быстрее, чем растет прибыль (разумеется, при падении прибыли процент сокращения дивидендов акционеров больше процента падения прибыли).
Другая составляющая прибыли лизинговой компании — доходы, связанные с кредитным риском. В лизинговой ставке учитывается доля риска, связанная с возможностью неисполнения арендатором своих обязательств. А если проблем не возникло, лизингодатель остается в дополнительном выигрыше.
Кроме того, при операционном лизинге собственных ВС лизинговая компания может получить дополнительный доход в том случае, если рыночная остаточная стоимость самолета снижается медленнее, чем его балансовая стоимость в ходе амортизации (и наоборот, если самолеты на рынке вдруг упали в цене, как в 2001 г., лизинговая компания терпит убытки).
Российская действительность только отчасти соответствует этой общемировой схеме. "Если вы занимаетесь иностранными самолетами и ваша компания называется GECAS или ILFC, то все практически то же самое, — шутит исполнительный директор "Ильюшин Финанс Ко." Николай Кузнецов. — Если же ваше название ИФК и вы занимаетесь российскими самолетами, то есть особенности".

  Дмитрий ХОРУЖИК, Генеральный директор ЗАО «Авиационные системы»

Leave a Reply