Темп производства

Программа Ан-148 — первый случай в новейшей истории российского и украинского авиапрома, когда портфель заказов на новую машину существенно превышает производственные возможности предприятий. "Сегодня не стоит задача наращивать портфель заказов, — говорит гендиректор "Ильюшин Финанс Ко." Александр Рубцов. — Только самолетов Ан-148 мы можем пристроить более 130 единиц, и при сегодняшних темпах производства это примерно на 10 лет".
Ключевая задача ОАК и ГП "Антонов" — довести суммарный годовой объем выпуска самолетов семейства Ан-148/158 на авиазаводах в Воронеже и Киеве до 45–50 машин. Сейчас запланированные мощности составляют 24 машины в Воронеже и 12 в Киеве, хотя руководство "Антонова" озвучивает и более агрессивные планы.
Впрочем, это только перспектива, а пока можно радоваться тому, что текущие работы идут с соблюдением графика. В конце августа (в крайнем случае — начале сентября) Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) передает ГТК "Россия" пятую машину, шестая должна быть поставлена в октябре, седьмая передается в декабре 2010 г.
По словам технического директора ВАСО Александра Ткачева, благодаря совершенствованию процессов производства трудоемкость работ по изготовлению Ан-148 к концу года снизится на 50% по сравнению с первой выпущенной на заводе машиной этого типа, а снижение на 40% достигнуто уже сейчас. Повышение эффективности отчасти сдерживается необходимостью заниматься другими проектами: на ВАСО продолжается штучная сборка самолетов Ил-96, кроме того, увеличивается объем заказов на поставку агрегатов про программе Sukhoi Superjet 100.
Также значительные усилия ВАСО прилагает к повышению качества производства и послепродажной поддержке. По словам заместителя главного инженера АТБ — начальника инженерно-технического комплекса ГТК "Россия" Льва Ландера, при приемке первой машины RA-61701 у авиакомпании было 150 замечаний, поэтому процесс приемки затянулся, а по третьей машине (RA-61703) замечаний было всего 38. "Принимая первый самолет, мы с пониманием отнеслись к обнаруженным отклонениям, в основном заводским, поскольку это был первый серийный образец, — говорит гендиректор ГТК "Россия" Сергей Белов. — Для Воронежского авиазавода Ан-148 — самолет нового поколения, и трудности с освоением его производства в условиях современной России объективно присутствуют".
Тем не менее выявленное по итогам первого этапа коммерческой эксплуатации количество необходимых доработок достигло такого уровня, что работы оказалось целесообразнее провести в заводских условиях. В конце июля самолет RA-61701 (заводской номер 40-03) прибыл на Воронежский авиазавод. По словам Александра Ткачева, на борту 40-03 необходимо провести 19 серьезных работ по бюллетеням; кроме того, по техпаспортам будет проведен ряд так называемых работ по улучшению, которые коснутся пассажирского салона и системы обслуживания. Помимо собственно доработок будет проведена отработка технологий, по которым аналогичные работы будут проведены на остальных трех машинах в ходе межполетного обслуживания, без вывода самолетов из эксплуатации. Начиная с пятой машины, по словам Ткачева, все необходимые доработки учтены в процессе производства.
Проведение работ на RA-61701 займет ориентировочно три месяца, и за период вынужденного простоя ВАСО обязуется выплатить ГТК "Россия" компенсацию, размер которой авиакомпания подсчитает на основе понесенных убытков. По словам Александра Ткачева, ВАСО тщательно внедряет новую систему послепродажного обслуживания и отношения со стартовым эксплуатантом послужат хорошим сигналом для других клиентов.
Ожидается, что до конца 2011 г. ВАСО сможет выпускать два самолета Ан-148 в месяц. Кроме того, изменяется и распределение работ в рамках российско-украинской кооперации. Сейчас ВАСО само изготавливает фюзеляж, с Украины завод получает только крыло и двигатель. В перспективе на территории России будет освоен выпуск крыла и других компонентов Ан-148.
На авиасалоне в Фарнборо глава ГП "Антонов" Дмитрий Кива сообщил о планах выпуска 27 самолетов Ан-148 в 2011 г. и выходе до 2014 г. на производство 60 машин в год. Осваивается и выпуск удлиненной версии — Ан-158. Завершение сертификации этого самолета и начало коммерческих продаж планируются в I квартале 2011 г.

  Отчетный доклад Президента РААКС Кабачника И. Н. на годовом собрании членов РААКС 17 марта 2011 года

Leave a Reply