Успех обычно заразителен, а с другой стороны, он подтверждает правильность принятого подхода или решения. Сейчас для российского авиапрома таким определяющим успехом стала программа регионального самолета Superjet 100. Похоже, что как программа в целом, так и ее отдельные элементы становятся образцом для других проектов авиастроительной промышленности постсоветского пространства. Именно этим, наверное, можно объяснить тот факт, что в конце июля АНТК им. Антонова впервые публично объявил о планах постройки удлиненной версии своего регионального лайнера Ан-148, которая по вместимости сравняется с пассажирским лайнером "Сухого".
Хотя разработчики Ан-148 и представители компании "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК), которая продвигает самолет на российском рынке, всегда избегали его прямого сравнения с Superjet 100, по сути, этот российско-украинский лайнер является наиболее близким конкурентом для машины "Сухого" — по крайней мере на рынках России и СНГ. То, что в семействе Superjet 100 востребованной оказалась пока только 95-местная версия, на практике показало, самолеты какой размерности нужны российским перевозчикам для замены уходящих Ту-134.
До сих пор разработчики АНТК им. Антонова настаивали, что семейство Ан-148 будет различаться только по дальности (от 2100 до 4400 км) при одинаковой вместимости в 75 кресел, хотя потенциальная возможность создания 100-местной версии признавалась. А теперь они обещают уже в следующем году поднять в воздух удлиненный Ан-148-200. По словам генконструктора АНТК им. Антонова Дмитрия Кивы, фюзеляж самолета будет удлинен на 1,7 м за счет вставки двух секций, что позволит увеличить пассажировместимость до 86 чел. в двухклассной или 99 чел. в одноклассной компоновке. При этом дальность полета останется такой же: 2500–3100 км. Как объяснил Кива, в остальном новая версия будет полностью унифицирована с существующим 75-местным вариантом Ан-148-100, а удлинение фюзеляжа только улучшит экономику самолета. Ожидается, что модификация Ан-148-200 будет сертифицирована к 2010 г.
Впрочем, и базовая версия Ан-148 имеет хорошие перспективы — главным образом на российском рынке. Благодаря усилиям ИФК портфель твердых заказов на этот самолет составляет более 30 машин. Последний контракт был подписан в конце июля, когда авиакомпания "Московия" заказала десять Ан-148-100Е с увеличенной до 4400 км дальностью полета. Согласно контракту, перевозчик должен получить самолеты в финансовый лизинг в 2009–2012 гг.
Кроме того, антоновский региональный лайнер у ИФК заказали авиакомпания "Полет" (10 машин) и ГТК "Россия" (6 самолетов плюс 6 в опционе). "Россия" выступает стартовым получателем Ан-148; первая машина для нее должна быть сделана в Воронеже уже в этом году. Вместе с тем, по словам гендиректора ИФК Александра Рубцова, его компания готовится к участию в тендере UTair на поставку 34 региональных лайнеров.
Рубцов с оптимизмом смотрит также на перспективы удлиненной версии Ан-148 и считает, что многие перевозчики ею заинтересуются и будут заказывать комбинированный парк для использования на маршрутах с различной степенью загрузки. Всего же, по общим оценкам ИФК и АНТК им. Антонова, к 2022 г. может быть поставлено до 590 машин, в основном пассажирских, хотя не исключается, что после 2013 г. может быть начато производство и грузовой версии — Ан-148C. Говоря о возможной конкуренции с Superjet 100, Александр Рубцов в очередной раз указал на то, что это разные самолеты. "Семейство Ан-148 по размерности заканчивается там, где начинается семейство Superjet, которое будет развиваться в сторону 110–130-местного варианта, — отметил он. — Кроме того, семейство Ан-148 спроектировано для не очень качественных аэродромов и сертифицировано для посадок на грунтовые полосы".
На прошедшем в июне этого года Воронежском инвестиционном форуме ИФК уже подписала с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) соглашение о приобретении в 2008–2011 гг. 34 самолетов Ан-148 с целью их дальнейшей поставки в лизинг своим заказчикам. Объем этого заказа оценивается в 40 млрд руб. Этот контракт подразумевает опцион на 30 дополнительных самолетов, которые могут быть поставлены в 2011–2012 гг.
После того так Ан-148 был включен в производственную программу ОАК, корпорация обеспечила значительные инвестиции для развертывания его производства на мощностях Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). На модернизацию производства ВАСО непосредственно из бюджета ОАК выделяется 1 млрд руб., и еще 1,1 млрд руб. ОАК привлекла в виде кредитной линии, открытой заводу Внешторгбанком.
Производство самолета на ВАСО будет вестись в тесной кооперации с украинскими заводами "Авиант" и ХГАПП, которые будут поставлять в Россию центральную часть фюзеляжа самолета и крыло. После выпуска первой машины в этом году, в 2009 г. ВАСО планирует произвести уже пять самолетов, в 2010 г. — 18, а с 2011 г. выйти на уровень производства 36 машин в год.
Инженеры АНТК им. Антонова, по некоторым данным, изучают возможность установки на Ан-148 двигателя SaM146 от Superjet 100.
Отчетный доклад Президента РААКС Кабачника И. Н. на годовом собрании членов РААКС 17 марта 2011 года