Весна — время перемен

Татьяна Егорова, корреспондент газеты "Ведомости", специально для АТО

У "Аэрофлота" появился новый крупный акционер. Национальный резервный банк (НРБ), которому принадлежат акции лизинговой компании "Ильюшин Финанс" и воронежского ВАСО, купил у Millhouse Capital блок-пакет акций национального перевозчика.

Структуры, близкие к акционерам "Сибнефти" и чукотскому губернатору Роману Абрамовичу, в начале 2001 г. консолидировали 26% акций "Аэрофлота". Акции покупались на рынке и у частных акционеров. В итоге за пару месяцев капитализация авиакомании выросла в полтора раза. В октябре 2001 г. акционеры "Сибнефти" передали принадлежащие им пакеты акций (в том числе и "Аэрофлота") в управление вновь созданной компании — Millhouse Capital. С этого времени представители новых акционеров входили в совет директоров авиакомпании. Однако реально влиять на управление компанией, контрольный пакет акций которой принадлежит государству, им не удавалось. Не получилось и "продавить" приватизацию госпакета (именно на это, по словам одного из членов совета директоров, рассчитывали новые акционеры). "Аэрофлот" по-прежнему находится в списке стратегически важных предприятий, расставаться с которыми государство в ближайшем будущем не планирует.

Источники, близкие к Millhouse, жаловались, что им многое не нравится в организации управления авиакомпанией. И в конце 2002 г. появилась информация о том, что акционеры Millhouse окончательно разочаровались в своем приобретении и готовы избавиться от акций национального перевозчика. Переговоры о возможной продаже велись с несколькими потенциальными покупателями, в том числе с Межпромбанком, Гута Банком, инвестиционной компаний "Атон". Но с ними Millhouse не удалось сойтись в цене. В итоге новым владельцем блок-пакета акций "Аэрофлота" стал Национальный резервный банк, который вместе с аффилированными компаниями владеет 41,4% акций лизинговой компании "Ильюшин Финанс".

О заключении сделки Millhouse Capital и НРБ-групп официально объявили 19 марта. Сумму сделки стороны не разглашают, однако источник, близкий к продавцу, сообщил, что Millhouse рассталась с акциями за 133 млн долл., в то время как на их покупку было потрачено около 85 млн долл. При этом нынешняя стоимость 26% "Аэрофлота", исходя из капитализации компании по методике РТС, составляет немногим более 100 млн долл.

  Рейтинг 20 ведущих авиакомпаний России по объему перевозок пассажиров за первые 8 месяцев 2005 г.

За два года по инициативе частных акционеров корпоративное управление "Аэрофлота" претерпело серьезные изменения. В первую очередь акционеры значительно урезали полномочия правления в пользу совета директоров. В соответствии с новой редакцией устава авиакомпании теперь именно совет, а не собрание акционеров, как ранее, может сменить гендиректора. Кроме того, директора компании теперь утверждают кандидатуры заместителей гендиректора. Были урезаны и финансовые полномочия менеджеров. Если раньше гендиректор имел право заключать сделки, не превышающие стоимости 25% активов "Аэрофлота", то сейчас в компетенции гендиректора оставили только сделки до 15 млн долл. (это всего около 2,5% стоимости активов авиакомпании).

О стратегии нового блокирующего миноритария известно пока немного. Банк еще не потребовал созыва внеочередного собрания акционеров и не сообщил, кого бы хотел видеть в совете директоров "Аэрофлота" в качестве своих представителей. Президент НРБ Александр Лебедев утверждает, что стратегия нового акционера — развитие компании, увеличение ее капитализации, снижение издержек и рост доходов. Однако НРБ является крупным акционером "Ильюшин Финанс", и участников рынка и финансовых аналитиков настораживает, что новый акционер, возможно, будет настаивать на том, чтобы "Аэрофлот" более активно покупал самолеты отечественного производства. А в конце декабря 2002 г. "Ильюшин Финанс" подала в Московский арбитражный суд иск против "Аэрофлота", пытаясь вынудить авиаперевозчика приобрести шесть заказанных авиакомпанией Ил-96. В "Ильюшин Финанс" подчеркивают, что именно сделка опциона на покупку шести Ил-96, заключенная в 1999 г., в свое время позволила "Аэрофлоту" получить освобождение от уплаты НДС и таможенных платежей за воздушные суда иностранного производства.

В официальном релизе о сделке с Millhouse сказано, что "НРБ-групп рассчитывает на развитие сотрудничества отечественного авиастроения и авиаперевозчиков". Однако, выступая на российском экономическом форуме в Лондоне 4 апреля, Лебедев заявил, что НРБ не намерен добиваться обновления авиапарка авиакомпании за счет покупки российских самолетов через "Ильюшин Финанс".

  Регулярный Ан-148

Reuters, со ссылкой на Лебедева, пишет, что глава НРБ не полностью доволен ситуацией в авиакомпании и намерен предложить совету директоров утвердить план решения первоочередных проблем. Лебедев говорит, что "Аэрофлоту" следует избавиться от непрофильных активов, например, в области строительства и недвижимости. Кроме того, компании необходимо навести порядок в сфере распространения билетов, упорядочить замену старых самолетов на уже оплаченные новые, а также на конкурсной основе выбирать компании, которые занимаются предоставлением различных услуг, в частности обслуживанием самолетов.

Leave a Reply